Как возникают одинокие и неустроенные судьбы

Громом поразило бы Яниса, узнай он, что жена была ему верна, что лишь потом, спустя год, отчаяние брошенной женщины сблизило ее с другим человеком.


И вот тут от сожалений по поводу роковых случайностей и от упреков героя в дурном характере и скоропалительных ошибках хотелось бы перейти к разговору о явлении, признаками которого отмечена фабула фильма, — о том, как порой возникают одинокие, неустроенные судьбы. Сервис Pin Up это лучшая букмекерская контора и казино Распадаются житейские связи, расстаются любящие люди — нередко без шума и скандалов (не в пример Янису!), а, как говорится, «по доброму согласию». Но всегда ли, сетуя на нагрянувшую беду, люди пытаются одновременно осознать и свою вину? Всегда ли понимают, что чувству мало вспыхнуть — над ним нужно трудиться, укреплять его высокой культурой отношений?


Черствость, сердечная глухота братьев Церпов раскрыты в фильме наглядно и осуждены по заслугам. Сложнее разобраться с лирическим аккомпанементом главных мужских партий — женщины чаще всего кажутся пострадавшей стороной. И все же...


Пусть не виновата перед мужем покинутая Илзе (Лилита Озолиня). И все же — почему не бросилась вслед, не пустилась на поиски, не ждала, наконец, как Сольвейг, хотя и не очень-то похож на новоявленного Пера Гюнта этот скорый на кулак Янис... С трудом удержалась на грани развода Паула (Аквелина Ливмане). Играла чужой любовью, вызывая ревность у Криста, пытаясь пробудить его от душевной спячки, но едва не «заигралась» сама. А Дзинтра (Майя Ренскумберга), чей роман с Янисом оборвался крушением иллюзий? Не всегда пребывала она в одиночестве до встречи с ним — «только это было несерьезно». Не стала ли она на сей раз жертвой той же «несерьезности»?


Эти люди готовы в лучшем случае ответить на чувство, но неспособны нести ответственность за него по высшему нравственному счету доброты и терпимости.


Сложно живут герои фильма «Ночь без птиц», у ног которых плещется Балтика, поэтично снятая оператором Гвидо Скултё. Носит их без руля и без ветрил, словно суда, лишенные компаса. по житейскому морю бурь и невзгод, и все никак не могут они прибиться к обетованному берегу. А это море человеческих отношений безбрежнее и глубже Атлантики, куда хотел было скрыться от сложностей бытия рыбак Янис.


Финал фильма дает проблеск надежды. Янис круто перекладывает курс своей жизни и делает первый трудный шаг на пути возвращения к прежнему счастью — к жене, к сыну. И хочется думать что он обрел наконец тот нравственный компас, стрелка которого, порядком пометавшись по шкале, указала ему единственно верное направление. Ведь через всех людей проходят незримо магнитные меридианы доброты, только мы не всегда помним об этом.


Возвращаются в родные гнезда вспугнутые птицы, а это верная примета того что шторм пройдет стороной...