Расцвет национальной кинематографии

Великий Октябрь положил начало небывалому развитию и расцвету не только русской кинематографии, но и кинематографии всех республик нашей страны. Подлинно национальная кинематография была создана и окрепла лишь в послеоктябрьский период. Национальное украинское киноискусство родилось с приходом в него выдающегося художника А. Довженко. После ряда картин, явившихся «пробой пера», Довженко создает «Звенигору» (1928), в затем «Арсенал» (1929) — фильмы, свидетельствовавшие о ярком и самобытном таланте их автора. С большой силой этот талант художника проявился в следующей его работе — фильме «Земля» (1930), посвященном классовой борьбе, которая шла в то время в деревне. В «Земле» темпераментно и тонко раскрыта мысль о торжестве жизни над смертью, о неизбежной победе народа над его врагами. Немалый вклад в киноискусство Украины внесли талантливые актеры, среди которых особую популярность у зрителей заслужили А. Бучма и Н. Ужвий.

К 20-м годам относится и расцвет немого кинематографе в Грузии, первые шаги которого связаны с именами И. Перестиани, А. Бек-Назарова, А. Дигмелова и других. Наибольший успех среди первых картин грузинского кинопроизводства имели «Красные дьяволята» (1923), поставленные И. Пересиани. Однако первым значительным национальным произведением грузинского кино был фильм «Элисо» (1928), поставленный талантливым режиссером Н. Шенгелая. Картина, действие которой относилось к 1864 году, рассказывала о борьбе горцев Северного Кавказа против политики произвола и насилия, проводимой царским правительством.

Вскоре со своим первым самостоятельным произведением — фильмом «Саба» (1929) — выступил М. Чиаурели. Второй, более удачной работой Чиаурели была его картине «Хабардаи (1931) — острый сатирический памфлет, направленный против тупости и ханжества шовинистически настроенной чести грузинской интеллигенции. Становление грузинского киноискусства неотделимо от имен замечательных актеров: А. Хоравы, В. Анджапаридзе, А. Жоржолиани, Н. Вечнадзе и др.

Несколько позже, чем на Украине и Грузии, возникла кинематография в Армении, первый художественный фильм которой — «Намус» — (1926) был поставлен зачинателем армянского кино А. Бек-Назаровым еще на Тбилисской студии. Лучшие армянские фильмы тех лет отмечены талантом актеров А. Акопяна, А. Аветисяна, Г. Нерсесяна и других.

Медленнее шло развитие киноискусстве Белоруссии, где к постановке фильмов студия «Белгоскино» слабо привлекала национальные кадры.

В 20-е годы закладывались основы национальной кинематографии и в других советских республиках, достигшей подлинного расцвета в 30-е годы. Овладение методом социалистического реализма, приход в кино звука, выдающиеся произведения русской советской кинематографии плодотворнейшим образом сказываются на творчестве многонационального отряда мастеров кино.

В 30-е годы на Украине все сильнее начинает звучать голос талантливого режиссера И. Савченко. Его фильм «Дума про казака Голоту» (1937) заставил говорить о режиссере как о зрелом, талантливом мастере. В 1941 году Савченко создает свою лучшую картину «Богдан Хмельницкий».

Подлинно высоким искусством был и новый фильм А. Довженко «Щорс» (1939). Пожалуй, ни в каком другом его произведении не сказалась с такой покоряющей силой романтическая направленность в творчестве художника. Серьезной удачей была выпущенная Киевской студией картина Л. Лукова «Большая жизнь» (1939 1-я серия) — о людях Донбасса, о их вдохновенном труде.

Историко-революционной и исторической темам посвящает в этот период свои лучшие работы М. Чиаурели — это фильмы «Последний маскарад» (1934) и «Арсен» (1937).

Знаменательным событием в армянской кинематографии 30-х годов явился выпуск на экраны фильма «Пэпо» (1935), поставленного А. Бек-Назаровым. Удачной была выпущенная Белорусской киностудией комедия «Девушка спешит на свидание» (1936) в постановке М. Вернера. Имели успех у зрителя фильм В. Турина «Бакинцы» (1938), поставленный не Бакинской студии, казахский фильм «Амангельды» (1939) режиссера М. Левина, фильм «Дурсун» (1940), поставленный на Ашхабадской студии Е. Ивановым-Берковым, и ряд других картин.

В годы Отечественной войны большинство фильмов было посвящено темам, воскрешавшим на экране героическую борьбу народов за свободу и независимость. Л. Луков ставит фильм «Александр Пархоменко» (1942) с А. Хвылей в главной роли; М. Чиаурели — двухсерийную картину «Георгий Саакадзе» (1942) о национальном герое Грузии; А. Бек-Назаров — фильм «Давид Бек» (1943) о борьбе армянского народа против угнетателей. На Ташкентской студии старейший режиссер Я. Протазанов при участии узбекских актеров создает талантливую комедию «Насреддин в Бухаре» (1943).

В первые послевоенные годы мастера кино продолжают обращаться к исторической и биографической темам. На экраны выходит талантливый фильм «Алишер Навои» (1947), в котором режиссер К. Ярматов и актер Р. Хамраев создали глубокий, интересный обрез великого узбекского поэта и государственного деятеля. И. Савченко создает фильм «Тарас Шевченко» (1951). На Рижской студни Ю. Райзманом был поставлен фильм «Райнис» (1949).

Откликаясь на призыв партии и народа создавать больше произведений о сегодняшнем дне, художники кино национальных студий, в том числе талантливая молодежь, создали за последние годы немало картин, получивших всеобщее признание. Только за 1955 и 1956 годы студиями союзных республик было выпущено 52 фильмов, среди которых «Весна на Заречной улице», «Тревожная молодость», «К новому берегу», «Весенние заморозки», «Лурджа Магданы» и немало других, получивших широкое признание.

Сороковую годовщину Великого Октября мастера кино национальных республик встречают новыми значительными произведениями, показывающими жизнь советского народа, его богатый духовный облик, его борьбу за построение коммунизма. Быстрая и моментальная регистрация в казино Кешвиль и моментальное пополнение и выплата