Рецензия на фильм: Захар Беркут № 3

Система ценностей не требует ревизии, статус не требует изменения - то же, и Захар, и Иван охотно позволяют молодому Максиму проявить себя. Богун - не просто мститель за семью, но и имеет веселый нрав и своеобразный юмор. Месть не закрывает для него остальной мир. Даже кузнец Петр, который показан лишь несколькими штрихами, имеет свой характер, довольно веселый. Мотивы Бурунди тоже понятны - он мстит за сына (дело чести) и поэтому отвлекается от похода через Карпаты. Мирослава выступает против отца только когда узнает что он предатель. А сам тугар - он не столько изменяет сколько сохраняет верность феодальным ценностям: имение - превыше всего. Даже Гард не является вором - он служит своему господину и разделяет его ценности и убеждения. Причем, каждый из персонажей понимает и каждый вызывает уважение. И именно поэтому финальная сцена, обычно в таких фильмах банальная и предсказуемая, здесь сделает честь лучшим шекспировским трагедиям.

Актерская работа. Роберт Патрик завораживает своим взглядом и важным видом. Настоящий вождь - смелый, мудрый, преданный ценностям которые воплощает! Так же Совет органично вжилась в роль мудрой королевы которая более направлена на людей, чем на ценности. Тугар Волк блестяще продемонстрировал и боярскую спесь, и сдержанную (но от этого не менее искреннюю и глубокую) любовь к дочери, и бремя власти в сложной политической ситуации. Иван - светится удовольствием от той жизни которую ведет. В Максима имеются все комплексы юноши и младшего брата - которые тем не менее сглажены взаимопониманием и любовью к своему краю. Гард - само воплощение строгости, гордости - ну, и Волощенко всегда умел хорошо играть состояние когда обстоятельства становятся сильнее тебя. И коварная улыбка тоже ему удалась!

В вполне американскую музыку умело вплетены цимбалы и другие национальные мотивы. Но это мелочи. Одна из самых вкусных составляющих здесь - реквизит и костюмы. Каждый браслетик, каждая гривна, сварга, трезубец-сокол, все разнообразные украшения, сумки, одежда - все продумано и сделано с огромной любовью. Взять хотя бы плащ Тугара! Могли бы просто багровый сделать - так нет, не поленились и украсили бомбезно узором! Ламелярного панцирь Тугара, кожаная «бронь» тухольцев (кольца, нашитые на кожаную основу - тогдашняя кольчуга для нищебродив), тухольские топорики, монгольская тамга (которая уже вызвала холивар в фейсбуке) - все это на высоте. Сочетание стилизации с источниками - вот так и надо работать!

Интересен и языческий антураж. В «Сторожевой заставе» очень удачно вышла смесь христианства и языческих пережитков, здесь решили сделать примерно так же. Некий священник мог бы посетить Тухле много лет назад и завести моду на христианские имена. А вот искоренить веру в богов так быстро никогда не получалось. Язычество в фильме вполне оправдано: в Галичину христианство пришло поздно, где-то в 12 веке, города (вокруг которых формировалась христианская культура) далеко, поэтому странно было бы ожидать от тухольцев (и даже от местных бояр) отказ от Перуна и Мокоши. Ну, и тот же Тугар - повесил креста и смеется над забытыми богами - но сам их вспоминает, а вот о Христе - ни слова. Так же и варяг Гард вполне мог сохранить древние верования и моду, служа на краю Руси. http://pravitzakon.ru/