Заметки на тему кино #1

Театр актёров: равенство всех исполнителей




Труппа актеров во главе с актером, который одновременно является также руководителем театра, — такова была издавна установившаяся и широко распространенная форма организации театра. При этом редко возникал вопрос о том, кто всякий раз будет исполнителем главной роли. В недавно возникшем «Театре актеров», конечно, не увидишь ничего подобного: это в первую очередь содружество равных, которое стремится к тому, чтобы ни один из актеров не остался в тени.


Майкл Биллингтон, театральный критик газеты «Гярдиан». Сейчас в английском театре происходит бесшумная революция. Все чаще и чаще актеры требуют участия в делах труппы. В нескольких провинциальных театрах, например, актеры участвуют в выборе пьес, вносят предложения относительно распределения ролей и даже проводят изыскания по истории края для создания собственных документальных постановок. Они не хотят больше довольствоваться тем, что служат для режиссера рабочим материалом, а с полным правом стремятся способствовать формированию облика коллектива, к которому они принадлежат.


Но дальше всех пошел в претворении этой идеи «Театр актеров». Его дебют состоялся в 1972 году на Эдинбургском фестивале, где он с огромным успехом показал французский фарс «Индейский петух» и трагедию эпохи короля Якова «Как жаль ее беспутницей назвать». Цель этого театра самая простая: абсолютное равенство всех исполнителей. Руководство театром действительно принадлежит актерам, которые сообща выбирают пьесы, приглашают режиссеров-постановщиков и получают одинаковую зарплату.


Во время первых обсуждений актеры, несомненно, относились к этой идее скептически: по их мнению, там должны были возникнуть ссоры из-за ролей, споры о том, как кого объявлять в афишах и кому достанется та или иная уборная. Тем не менее эксперимент оказался настолько удачным, что эта труппа и в нынешнем году собирается в том же составе. Она ставит пьесу Чехова «Леший», «Так поступает весь свет» английского драматурга эпохи Реставрации Уильяма Конгрива (это самая известная среди написанных им комедий нравов) и новую пьесу, которую в то время, как писалась эта статья, предстояло еще найти.



Встреча в Донбассе

Не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами рабочие знают имя Героя Социалистического Труда Н. Я. Мамая. Недавно автору этих строк довелось лично познакомиться со знатным шахтером-новатором.


В конце минувшего года я прибыл в Донбасс, где мне нужно было провести несколько съемок для документального фильма «От съезда к съезду». С чего же начать съемки?


Ответ на этот вопрос вскоре прояснился: кинорассказ о донецких шахтерах следует начать с бригады знатного шахтера Мамая. Каждый из членов этой бригады взял на себя обязательство ежесменно добывать сверх нормы большое количество угля, значительно снизить себестоимость продукции.


Николая Яковлевича я застал дома за разбором очередной почты. Писем было очень много. Трехлетний Коля Мамай старательно «помогал» отцу разобраться в этой массе корреспонденций.


На другой день, спустившись в шахту и установив в лаве портативный свет, мы сняли знатного шахтера за работой. По окончании смены я спросил Николая Яковлевича, тяжело ли работать отбойным молотком.


— А вот попробуйте сами! — ответил он и, взяв из моих рук кинокамеру, протянул мне молоток. — Вы работайте, а я попробую вас снять. Только подскажите, куда тут нужно смотреть!..


Я начал старательно «овладевать» профессией шахтера. Николай Яковлевич, в свою очередь, с не меньшим старанием «осваивал» работу кинооператора.


Вскоре, правда, мы оба пришли к выводу, что будет лучше, если каждый останется при своей старой профессии. Это, однако, не помешало нам очень тепло распрощаться и выразить взаимное: «До скорой встречи».


И мне искренне хочется, чтобы скорее состоялась эта наша новая встреча с шахтером Мамаем — замечательным тружеником и хорошим, веселым человеком. На нашем сайте бездепозитные бонусы казино 2019 доступны с подробным описанием