• Как заклеить лодку?
  • Инструкции
  • Регистрация лодки
  • Как выбрать лодку?
  • Безопасность плавания

Используемые термины

В текстах описаний фотографий и видео лодок, приведённых на сайте, используются термины и названия конструктивных элементов. В этом разделе содержатся разъяснения по этим терминам с акцентом на надувные лодки в общем и на модельный ряд лодок Badger в частности.

Надувная лодка – моторное или гребное судно, имеющее разборную конструкцию, корпус которого образован одной или несколькими гибкими оболочками, и может быть оснащён надувным или жёстким пайолом. После наполнения воздухом элементы корпуса надувной лодки обеспечивают его положительную плавучесть.

РИБ лодка – RIB (сокращение термина английского языка Rigid Inflatable Boat) - мореходное судно, корпус которого образован надувными бортами и жёстким V-образным днищем - съёмным или стационарно установленным, изготовленным из пластика или металлического сплава.

Рафт - это однокорпусное надувное судно без транца, предназначенное для коммерческого, туристического или спортивного сплава по рекам или используемое в качестве спасательного средства.

Моторная лодка – лодка под мотор, оснащённая интегрированным в корпус или навесным транцем, предназначенным для установки подвесного лодочного мотора. Большинство моделей ПВХ лодок Баджер оснащены вёслами для маневрирования в прибрежной зоне водоёма и, являются моторно-гребными.

Гребная лодка – судно с лёгким корпусом и компактными в транспортном положении размерами, движение на котором возможно только на вёслах. Ряд моделей гребных лодок Badger может быть дополнительно оснащён навесным транцем для установки маломощного бензинового или электрического мотора. В этом случае такая ПВХ лодка перейдёт в категорию моторно-гребных судов.

Спортивный катамаран - моторная лодка, корпус которой состоит из двух несущих баллонов, образующих туннель с верхней поверхностью состоящей из элементов составного пайола, ограниченной транцем в кормовой части и пластиковым крылом в носовой. Надводную высоту борта и туннеля увеличивают дополнительные спонсоны меньшего диаметра, расположенные под основными баллонами катамарана.

Интегрированный транец – транцевая доска из водостойкой фанеры или алюминиевого сплава, установленная между надувными баллонами U-образного корпуса с помощью специальных направляющих из ПВХ и имеющая угол наклона 7-9 градусов по отношению к плоскости пайола моторной лодки Баджер.

Навесной транец – плита из водостойкой фанеры, предназначенная для установки бензинового или электрического подвесного мотора мощностью до 3,5 л.с., оснащённая трубчатой рамой с выступающими элементами, которые фиксируются на специальных приливах расположенных на корме ПВХ лодки.

Надувной киль – этот элемент корпуса моторной лодки Баджер, расположенный вдоль днищевой части судна и выполненный из одной или нескольких надувных оболочек, обеспечивает корпусу ПВХ лодки оптимальное положение на глиссировании, управляемость при маневрировании и стабильность движения по курсу.

Борт лодки – под левым подразумевается борт судна, если смотреть по ходу вперёд. Соответственно, правый борт расположен справа по ходу движения лодки. Если на судне используются навигационные огни, то по левому борту находится красный фонарь. Навигационный огонь по правому борту имеет зелёный цвет.

Нос лодки – передняя часть корпуса судна, образованная надувными баллонами и обычно заострённая в горизонтальной плоскости.

Корма лодки – это задняя часть корпуса судна. Если что-то находится за лодкой, то обычно говорят «за кормой».

Надувной борт - спонсон (поплавок), наполненный воздухом элемент корпуса надувной или РИБ лодки, как правило разделённый эллиптическими перегородками на отсеки, который обеспечивает плавучесть судна.

Фальшборт - легко устанавливаемое и снимаемое приспособление, увеличивающее надводную высоту борта и предназначенное для защиты кокпита надувной лодки Badger от волны и брызг.

Длина лодки – продольная длина корпуса надувной лодки по её оси симметрии, замеряемая между максимально выступающими крайними точками в носовой и кормовой части.

Ширина лодки – значение, определяемое расстоянием между максимально выступающими наружными элементами корпуса справа и слева по борту, то есть в самом широком месте ПВХ лодки.

Кокпит лодки – открытое сверху полезное пространство внутри корпуса лодки, ограниченное по всему периметру надувным баллонами или транцевой доской в кормовой части, предназначенное для размещения снаряжения, водителя и пассажиров ПВХ лодки.

Длина кокпита – расстояние между максимально выступающим внутрь элементом окружности носового баллона и горизонтальной осью симметрии транцевой доски, расположенной в кормовой части надувной лодки.

Ширина кокпита – значение, полученное в результате замера в центральном сечении корпуса расстояния между максимально выступающими внутрь кокпита (справа и слева по борту) элементами окружностей надувных баллонов.

D-образное кольцо - металлическое или пластиковое кольцо в форме буквы D, которое установлено в носовой части корпуса надувной лодки и предназначено для крепления страховочных фалов, а также для фиксации различных приспособлений.

Носовая рым ручка - металлический или пластиковый элемент сложной формы, который устанавливается снаружи, в носовой части ПВХ лодки. Имеет два рабочих положения, одно из которых служит для соединения с буксировочным фалом, а второе для удобного хвата рукой при переноске или вытаскивании судна на берег.

Буксировочное ухо - болт U-образной формы, выполненный из нержавеющей стали, обычно прикреплённый к транцу и направленный своей дугой назад по ходу лодки. К паре таких устройств можно, например, крепить фал для буксировки надувной ватрушки или лыжника.

Якорный рым - устройство с V-образным замком для автоматической фиксации якорной верёвки диаметром 6-10 мм в заданном положении. Для снятия надувной лодки с якоря достаточно подтянуть верёвку на себя, и она немедленно высвободится из замка.

Бортовой леер - плетёный шнур или трос, расположенный вдоль бортов надувной или РИБ лодки, предназначенный для удержания руками и перемещения тела в кокпит в случае аварийного спасения человека, попавшего за борт.

Воздушный клапан - устройство для наполнения воздухом секций надувных лодок с помощью ножного, ручного или электрического насоса, а также для выпуска воздуха перед разборкой судна. Клапан - разборный, состоит из двух основных элементов с резьбовым соединением. Клапан можно заменить с помощью специального ключа.

Стравливающий клапан - предохранительное устройство, срабатывающее при увеличении давления выше заданного диапазона, предназначенное для выпуска избыточного воздуха из баллонов надувной лодки, например, при нагревании воздуха в период длительного нахождения судна под прямыми солнечными лучами.

Сливной клапан – проточный или створчатый клапан позволяет удалить воду, попавшую в кокпит, за счёт инерционных сил, возникающих во время движения судна или на стоянке после наклона корпуса - под действием силы тяжести. Управление клапаном осуществляется с помощью запорного устройства с мембраной или специальной пробки.

Пайол (палуба) – съёмный надувной или щитовой элемент конструкции надувной лодки, образующий горизонтальное перекрытие в составе корпуса судна, который при сборке лодки позволяет увеличить жёсткость корпуса и, наряду с этом, имеющий ровную поверхность, удобную для комфортного размещения пассажиров судна и их снаряжения.

Днище лодки - не съёмная мембрана из ПВХ материала или зафиксированный между баллонами набор надувных, соединённых между собой оболочек, расположенных в нижней части корпуса, образующих плоскодонный или V-образный профиль поверхности. В данном случае можно считать, что палуба конструктивно объединена с днищем надувной лодки.

Составной пайол – съёмная щитовая палуба, изготовленная из водостойкой фанеры (окрашенной, ламинированной) или набранная из алюминиевого профиля. Все элементы пайола, за исключением носового щита, по всем четырём сторонам периметра снабжены защитой из алюминиевого профиля.

Надувной пайол - съёмная палуба, выполненная в виде многоэлементного надувного дна низкого давления или Air Deck пайола высокого давления, изготовленного из двух слоёв ПВХ полотна, соединённых между собой тысячами синтетических нитей, которые при наполнении объёма воздухом, образуют жёсткую плиту.

Надувное днище - жёстко соединённая с баллонами плоскодонная или V-образная конструкция высокого давления Air Deck или не съёмное многоэлементное надувное дно, сформированное из нескольких надувных оболочек низкого давления, оригинальная компоновка секций которого формирует поверхность с высокой продольной жёсткостью.

Усиление лодки - под этим термином понимается размещение дополнительных слоёв материала или специальных профильных лент на корпусе лодки для увеличения прочности её элементов или узлов и защиты основного ПВХ материала корпуса от износа.

Боковая реборда – расположенная по периметру наружной части баллонов корпуса полоса экструдированного ПВХ материала с оригинальным профилем, предназначенным для защиты корпуса от истирания при касании с другим судном или с причалом, а также позволяющим не только отсечь часть брызг, возникающих во время движения судна, но и закрепить полог тента для лодки.

Днищевая лента - полоса экструдированного ПВХ материала различной ширины и профиля, которая служит для защиты материала нижней части баллонов и килевой области днища надувной лодки от протирания или повреждения при движении лодки по мелководью или во время вытаскивания её на берег.

Материал лодки - данное понятие характеризует название и характеристики материала из которого изготовлены надувные и мембранные элементы лодки. Для изготовления надувных лодок Badger используются многослойные ПВХ ткани различной плотности, имеющие в своей основе плетёный синтетический корд.

ПВХ (PVC) материал - для изготовления лодок Badger используется многослойный ПВХ материал (сокращение от «поливинилхлорид»), выполненный на основе прочного синтетического корда, на который нанесено несколько слоёв ПВХ c каждой стороны. Дополнительно наружная часть полотна покрыта слоем для защиты от истирания и ультрафиолетовых лучей, а на внутреннюю сторону нанесён более мягкий слой, обеспечивающий сплошность поверхности.

Курсовые стабилизаторы - литые плавники из ПВХ, установленные в нижней части надувных баллонов, которые обеспечивают корпусу более ровный ход по курсу, прохождение быстрых поворотов с минимальным сносом, а также защиту нижней части баллонов при вытаскивании лодки на берег.

Кормовой интерцептор - пластина, расположенная на нижнем торце транца, позволяющая существенно снизить брызгообразование за кормой. Интерцептор (лат. interceptor, от intercipio - перехватываю, отбиваю, пресекаю) способствует ровному сходу потока воды и является дополнительной защитой нижней части транца.

Реданы - профили треугольного сечения, размещённые на внешней стороне надувных баллонов, которые создают дополнительную подъёмную силу, выравнивающую судно при прохождении поворотов и существенно снижают брызгообразование на всех режимах движения.

Комингсы - треугольные ограждения, установленные в кормовой части корпуса между транцем и надувными баллонами, предназначены для дополнительной защиты кокпита моторной лодки от попутной волны, а также от попадания брызг от работающего подвесного двигателя.

Гидролыжа - узкая глиссирующая поверхность, как правило составляющая около 1/3 ширины днища лодки, образуемая надувным или составным килем, позволяет улучшить мореходные качества судна, снизить ударные нагрузки при прохождении волны, а также снизить величину удельной мощности подвесного мотора.

Характеристики лодки – совокупность отличительных свойств модели или серии, включающих набор геометрических, весовых и прочностных параметров корпуса судна, которые определяют область безопасного использования и ходовые качества гребной или моторной лодки.