В обновлённой линейке моторных лодок Wave Line по-прежнему представлены три модели, но их длины - перераспределились. Появился лёгкий и компактный типоразмер WL 340, который дополнил уже заслужившие признание владельцев корпуса с длиной 3,6 и 3,9 м.
Общая концепция серии - сочетание мореходных качеств с комфортным кокпитом, разработчиками была сохранена. И, если совершенно новая модель Вейв Лайн 3,4 м по понятным причинам имеет ширину кокпита 0,7 м, то остальные ПВХ лодки в серии, как и их старшие братья прошлых лет выпуска, обладают внутренним пространством с шириной 0,8 м, которая определяется замером расстояния между максимально выступающими внутрь точками надувных баллонов. Таким образом, как показали проведённые тесты, экипаж из двух человек даже на самой маленькой ПВХ лодке WL340 чувствует себя в кокпите вполне комфортно, даже при наличии избытка походного снаряжения на борту.
Постулат о том, что будущее можно предвосхитить, нашёл своё новое доказательство - обновлённая серия Wave Line специально разрабатывалась для использования подвесных моторов средней мощности. Ведь действительно, отрицательных отзывов от владельцев ПВХ лодок WL за последние годы - практически не было. Однако, тенденция расширения использования двигателей средней мощности, рост стоимости топлива, льготы по регистрации лодок в ГИМС, получили своё первое отражение при проектировании серии Air Line.
Концепт этих лодок с надувным дном, несколько лет назад представленный компанией Баджер на выставке в Москве, был призван продемонстрировать новое направление развития модельного ряда Баджер в разработке лёгких и мореходных лодок, способных достигать крейсерской скорости более 35-40 км/час с моторами 10-15 л.с. Теперь конструкторы Badger разработали в таком ключе судно с жёстким корпусом. Задача стояла непростая - ведь составной пайол добавляет к сухому весу корпуса 10-20 кг, а для двигателя средней мощности - каждый килограмм на счёту.
В результате, обновлённый Вейв Лайн не спутаешь ни с какой другой лодкой. Корпуса этой серии подверглась массе доработок и усовершенствований, как внешне, так и в области конструктивных решений, а изысканный и элегантный дизайн в стиле Light&Dark теперь гармонично сочетает изящность и динамику этих ПВХ лодок в движении. Наряду с этим, использованная при разработке стилистика имеет и практичную составляющую. Как тёмный кокпит, так и нижняя, надводная часть баллонов стали менее маркими. На их поверхностях, в отличие от светло серых элементов, меньше видны масляные разводы, не говоря уже о том, что мойка лодки теперь не доставит владельцу существенных проблем.
Так как корпус моторных лодок Wave Line теперь имеет тёмные участки, то для защиты надувных баллонов от критического увеличения давления, например, от нагрева на солнце, в оснащении серии предусмотрен стравливающий клапан. При увеличении давления на величину превышающую 300 mbar, такой клапан автоматически стравливает воздух из носового баллона до рабочей величины 250 mbar, а эллиптические диафрагмы пропорционально уравнивают давление в кормовых баллонах.
Одним из ярких решений в техно дизайне корпусов Вейв Лайн является разделение темных и светлых элементов с помощью объёмного профиля, который не только преображает внешний вид этих ПВХ лодок, но наряду с этим, закрывает большинство внешних продольных швов. В то же время динамичный изгиб такого треугольного профиля позволяет в кормовой части судна получить эффективные продольные реданы, а по всему периметру корпуса лодки - эффективный брызгоотбойник. Наклонённые концевики баллонов добавляют эффект стремительности не только визуально, но и создают на корме дополнительную подъёмную силу, которая позволяет снизить дифферент и время выхода судна на глиссирование.
Из технических новинок можно отметить запатентованный специалистами компании Баджер киль Dual Keel, выполненный в виде 2-х элементной надувной «балки» с одним воздушным клапаном, формирующей на днище судна узкую глиссирующую поверхность - гидролыжу, которая за счёт уменьшения площади смачиваемой поверхности днища обеспечивает лёгкое и стабильное глиссирование ПВХ лодки с двигателем средней мощности, а также эффективное прохождение короткой волны, что делает движение такого судна максимально комфортным.
Эскизы, проекты и даже прототипы надувных лодок с гидролыжей существуют уже давно, но в плане реализации задуманного воз и ныне стоит на том же самом месте. Но, можно сказать, что с нашей стороны лёд тронулся и появился блин, про который нельзя сказать, что вышел он комом. Уже первые тесты на воде показали ряд приятных сюрпризов, первым из которых стал поразительно быстрый выход ПВХ лодки на глиссирование даже с подвесным мотором Тохатсу 9,8. Сюрприз второй - у Wave Line появился собранный и мягкий ход. Даже с составным пайолом этот ход стал более уверенным и, на короткой волне с почками, как впрочем и со всеми другими органами и частями тела - обходится все без происшествий. Конечно, на волне - трясёт, но как-то по особенному, - можно сказать, мягко трясёт. Нельзя не отметить и третий положительный, неожиданный для многих из испытателей, эффект от внедрения гидролыжи - лодки Вейв Лайн приобрели невиданную доселе скорость:
На борту | Мотор | WL340 | WL360 | WL390 |
---|---|---|---|---|
1 чел. | Tohatsu 9,8 | 38 км/ч | ||
2 чел. | Tohatsu 9,8 | 35 км/ч | ||
1 чел. | Yamaha 15 | 46 км/ч | 46 км/ч | 45 км/ч |
2 чел. | Yamaha 15 | 42 км/ч | 41 км/ч | 40 км/ч |
3 чел. | Yamaha 15 | 38 км/ч |
Шпильки и повороты такая ПВХ лодка пролетает удивительно юрко, и дальше мчит просто во весь дух. Когда сидишь не на баллоне, а ниже - в кокпите, то возникают ощущения комфортного полёта. Ведь U-образный корпус с гидролыжей при выходе на глиссирование практически полностью поднимает баллоны судна из воды. По ощущениям новый Wave Line стал более комфортным и невозмутимым, что является неплохим бонусом к его новому «таланту» выкручивать повороты.
Предсерийные тесты ПВХ лодок Вейв Лайн произвели неизгладимое впечатление на всех участников. И, что важно, позитивные перемены в поведении корпусов обновлённой серии - очень заметны и, во много разительно отличаются от классического хода многих других аналогов. Отклики на поворот румпеля адекватны и своевременны. От манер пьяного речного буксира, свойственных их предшественникам, не осталось и следа. Каждая из моделей Wave Line реально удивляет, особенно тем, какой комфортной и устойчивой она может быть, причём, как в поворотах, так и на волне.
Безусловно, в ходе разработки новых корпусов и, затем, предсерийных тестов лодок WL мы наблюдали отнюдь не революцию, однако полученный результат - очень радует. В новую серию можно влюбляться постепенно. Её возможности начинают радовать шаг за шагом, однако к предсказуемому движению привыкаешь практически сразу же и, выходя на воду на другом корпусе уже кажется, что все не так…
В эволюции этих надувных лодок нет никакого секрета - сразу понимаешь, что проработанные детали здесь соседствуют со здравым смыслом. В новой лодке Вейв Лайн не кажется, что ничего не изменилось. С чего начать? Лодку стало более удобно переносить, а в её кокпите удобно сидеть и держаться при маневрировании, причём как водителю, так и его пассажирам. Новая система позиционирования с разрывом позволяет устанавливать или демонтировать сиденья - можно сказать, что прямо на ходу - из середины кокпита. Носовой металлический рым заменён на ручку с удобным хватом, что даёт возможность переносить каждый из корпусов серии вдвоём, а если в лодке находится снаряжение, то втроём. В каждом случае – всегда есть за что взяться. Заслуга в этом не только в новых ручках. Новые лодки Wave Line стали немного легче. Так, например, сухой вес прошлогодней модификации WL360 составлял 68 кг, против 65 у новой. В то же время, вес новинки WL340 - 56 кг, стал соизмерим с ближайшими аналогами CL340 - 53 кг, SL340 - 52 кг, HD350 - 67 кг.
Ощущение и эмоции, которые вызывают эти ПВХ лодки усиливают детали. На сегодняшний день серия Вейв Лайн - единственная в модельном ряду Баджер, которая комплектуется особо прочным щитовым пайолом, изготовленным из водостойкой фанеры, оснащённой нескользящим синтетическим покрытием. Накладки на баллонах, установленные в местах контакта алюминиевых замков, защищают материал от истирания. Места контакта углов основания носового щита с надувными баллонами также дополнительно усилены.
Транец, наружные поверхности которого ламинированы ПВХ материалом, надежно закреплен между баллонами под углом 6-8 градусов с помощью литого профиля. Верхний торец транца, наиболее подверженный ударам, например, при частой установке подвесного мотора, дополнительно защищен П-образной пластиковой накладкой. В нижней части транца расположена упорная пластина для фиксации кромки кормового пайола в вертикальной плоскости и пластина интерцептора, которая не только «отсекает» брызги в кормовой части, но и защищает нижний торец транца от повреждений.
Для желающих вникнуть в подробности можно также сообщить, что во всех моделях моторных лодок Wave Line предусмотрена защита нижней части днища от повреждений о подводные препятствия при продвижении судна по мелководным участкам или при вытаскивании ПВХ лодки волоком на берег. Гиролыжа защищена двумя профилями из PVC по всей длине днища. В кормовой части добавлены еще три аналогичные ленты, которые образуют в плоскости треугольную защитную поверхность.
Необычно смотрятся смещённые вправо воздушный и сливной клапаны. Их место установки определяется техническими особенностями корпуса с гидролыжей. Расположение створчатого клапана не за надувным килем Dual Keel, а рядом с ним обеспечивает более быстрый и ровный слив попавшей в кокпит воды. Как и на большинстве моделей Badger управление сливным клапаном осуществляется изнутри кокпита лодки с помощью запорного устройства с мембраной. С ним осушение кокпита возможно проводить как на суше в наклонном положении лодки, так и во время судна движения под мотором.
Иногда бывает, что маниакальное внимание к деталям и погоня за совершенством в мелочах, только портят ПВХ лодку. Она становится скучной и пресной. Как показали тесты на воде, на моделях серии Вейв Лайн этого не произошло - все в тему, но без перебора. При этом по динамике эти моторные лодки дают «прикурить» даже более мощным и, зачастую, более именитым конкурентам.
Ложкой дёгтя можно считать лишь отсутствие якорного рыма в передней части лодок этой серии. Почему? Изгиб вверх носового элемента, сделанный в угоду улучшению мореходности и, обеспечения возможности до минимума снизить вероятность попадания в кокпит брызг, при фиксации якорной верёвки в рыме для постановки лодки на якорь, может нарушить продольную балансировку судна и, как следствие, повлиять на безопасность его эксплуатации. Как результат, производитель не рекомендует устанавливать якорный рым на носовой баллон ПВХ лодок Wave Line.
Проведённая в ходе водно-моторного сезона серия предсерийных тестов показала, что в целом, каждая из лодок Вейв Лайн получилась вполне достойной и добротной. В крейсерских режимах - все модели едут более чем хорошо. Даже c установленными подвесными моторами 10-15 л.с. ни одна из лодок рохлей себя не показала - нормально управляется, имеет довольно плавный ход и не страдает при этом особой валкостью. В активном движении - не пресная и не безвкусная. Так что хозяина своего, такая комфортная, быстрая и мореходная лодка - обязательно найдёт. Стала ли новая серия Wave Line лучше прежней? Мы уверены, что да! Посмотрим, что скажут её новые владельцы...